Законом Республики Беларусь от 6 января 2022 года №151-З «Об изменении законов по вопросам профилактики правонарушений» внесены изменения и изменения в ряд Законов Республики Беларусь в том числе и в Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее- Закон).

Изменениями определены основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе:

близкие родственники — родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга);

действия психологического характера — воздействие на психику гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лица без гражданства (далее, если не определено иное, — гражданин) посредством угрозы, унижения чести и достоинства, совершения иных аморальных действий, которые объективно дают основания гражданину опасаться за свою безопасность или безопасность близких ему лиц;

действия сексуального характера — посягательство на половую свободу или половую неприкосновенность;

действия физического характера — причинение телесного повреждения, боли, мучений, нанесение побоев;

домашнее насилие — умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания;

пострадавший от домашнего насилия — гражданин, которому в результате совершения домашнего насилия причинены физические и (или) психические страдания;

правонарушение — противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность;

профилактический учет — наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия.

Профилактический учет в отношении семейных агрессоров осуществляется в отношении следующих граждан:

-совершившего домашнее насилие и в связи с этим привлеченного к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания;

- совершившего домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства;

Прекращение осуществления профилактического учета прекращается по истечении одного года со дня выявления последнего факта домашнего насилия.

Защитное предписание — установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.

Защитное предписание применяется к гражданину, совершившему домашнее насилие и в отношении которого в связи с этим:

-осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении об умышленном причинении телесного повреждения и иных насильственных действиях либо о нарушении защитного предписания;

-проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть запрещено:

-предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;

-посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;

-общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

-распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть установлена обязанность временно покинуть общее с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилое помещение.

Защитное предписание применяется либо продлевается уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел с письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия с учетом оценки вероятности продолжения либо повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких либо особо тяжких последствий его совершения, в том числе смерти пострадавшего от домашнего насилия (далее — риск домашнего насилия).

При отсутствии письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в зависимости от гражданина, совершившего домашнее насилие, либо по иным причинам не способен (не способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы, и при высоком уровне риска домашнего насилия защитное предписание применяется руководителем органа внутренних дел или его заместителем по согласованию с соответствующим прокурором.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно применено.

Гражданину, в отношении которого применено защитное предписание с установлением обязанности, предоставляется возможность взять с собой только личные вещи. Указанный гражданин обязан сообщить должностному лицу органа внутренних дел о своем месте временного пребывания, передать ключи от общего с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия жилого помещения для передачи их пострадавшему (одному из пострадавших) от домашнего насилия.

Запреты и обязанность, устанавливаются на срок до пятнадцати суток с момента объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно применено.

Решение руководителя органа внутренних дел или его заместителя о продлении защитного предписания на срок до тридцати суток согласовывается с соответствующим прокурором.

Контроль за соблюдением гражданином, в отношении которого применено защитное предписание, установленных запретов и обязанности, наблюдение за его поведением по месту временного пребывания обеспечиваются органом внутренних дел.

"КРИЗИСНАЯ КОМНАТА" –

УСЛУГА ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА

 

При отделении комплексной поддержки в кризисной ситуации государственного учреждения «Кобринский территориальный центр социального обслуживания населения» (далее – Кобринский ТЦСОН) функционирует «кризисная» комната. «Кризисная» комната – специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Она создана для предоставления услуги временного приюта лицам, находящимся в кризисном, опасном для здоровья и жизни состоянии (для жертв торговли людьми, лиц, пострадавших от домашнего насилия, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

 

Услуга временного приюта предоставляется бесплатно на основе принципов конфиденциальности, добровольности.

За оказанием услуги граждане обращаются в Кобринский ТЦСОН самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.

 

При возникновении экстренной необходимости в получении услуги временного приюта в случае отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуга оказывается на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления. В случае утраты документа, удостоверяющего личность, гражданин обращается в органы внутренних дел для его восстановления.

 

Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания.

В период круглосуточного пребывания граждан в «кризисной» комнате питание, покупка лекарственных препаратов, средств личной гигиены и других предметов осуществляется за счет собственных средств обслуживаемых граждан, за счет безвозмездной (спонсорской) помощи, средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, других источников, не запрещенных законодательством.

Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью.

При заселении гражданин подписывает заявление о неразглашении места нахождения «кризисной» комнаты и согласие с правилами внутреннего распорядка «кризисной» комнаты.

Гражданин, помещенный в «кризисную» комнату, имеет право:

- обращаться по всем вопросам, касающимся пребывания в «кризисной» комнате к руководству Кобринского ТЦСОН;

- обращаться к работникам Кобринского ТЦСОН за психологической и социально-правовой помощью;

- отказаться от услуги временного приюта до окончания срока пребывания.

Гражданин, помещенный в «кризисную» комнату, обязан:

- выполнять условия пребывания в «кризисной» комнате;

- соблюдать правила внутреннего распорядка для граждан, пребывающих в «кризисной» комнате;

- незамедлительно освободить «кризисную» комнату в случае нарушения правил внутреннего распорядка;

- бережно относится к имуществу и оборудованию, находящемуся в «кризисной» комнате;

- поддерживать чистоту и порядок в «кризисной» комнате, в местах общего пользования.

Ответственными за организацию деятельности по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от домашнего насилия назначены психологи Кобринского ТЦСОН.

 

Если Вы оказались в кризисном состоянии и нуждаетесь в услуге временного приюта, Вы можете обратиться непосредственно в Кобринский ТЦСОН

по адресу:

г. Кобрин, ул. Советская, д. 103,

либо позвонить по телефону:

5-60-56

 

При экстренном заселении в «кризисную» комнату Вы можете обратиться в дежурную часть отдела внутренних дел Кобринского райисполкома по телефону:

 102

либо по телефону круглосуточного доступа

в «кризисную» комнату:

 (8029) 220 48 35

(мобильный оператор А1)

 

Домашнее насилие: мифы и реальность

Люди часто оправдывают насилие, в общественном сознании прочно укоренилось множество стереотипов.

Вот лишь некоторые из этих мифов:

Миф: Домашнее насилие — не преступление, а семейное дело, в которое не принято вмешиваться.

Реальность: закон против домашнего насилия есть в 75,9% стран. Юристы, специализирующиеся на защите прав женщин, отмечают, что это одно из самых частых преступлений.

 

Миф: Женщины сами провоцируют насилие

Реальность: В ситуации домашнего насилия часто возникают вопросы, связанные не с преступлением, а с поведением пострадавшей. От поведения женщины на самом деле ничего не зависит: насилие нельзя спровоцировать, до избиения нельзя «довести». Пострадавшие рассказывают, что агрессоры часто находят совершенно противоречивые поводы, чтобы оскорбить или избить.

 

Миф: Домашнее насилие — проблема неблагополучных семей

Реальность: Насилие случается в самых разных семьях. Агрессоры — представители разных профессий, социальных слоев, религий и политических взглядов. Это могут быть как люди с высшим образованием, так и без, пьющие и трезвенники, богатые и бедные. Этот факт подтверждают работники телефонов доверия.

 

Миф: Насилие надо терпеть, чтобы сохранить семью

Реальность: Да, дети нуждаются и в матери, и в отце. Но также они нуждаются в их любви и заботе, поддержке и понимании. И если ребенок живет в ситуации стресса и напряжения, агрессии и насилия — все это отражается на его ментальном здоровье. А мужчины, которые проявляют агрессию к женщинам, также агрессивны по отношению к детям.

 

Миф: Домашнее насилие происходит из-за алкоголя

Реальность: Алкоголь часто становится катализатором домашнего насилия, но редко — первой или единственной причиной. Насилие происходит и в семьях трезвенников, и в странах, в которых алкоголь запрещен. Главной причиной домашнего насилия психологи называют убежденность в том, что оно приемлемо.

 

Миф: Женщины точно также применяют насилие

Реальность: В Белоруссии в 75% случаев от домашнего насилия страдают женщины. В браке этот показатель возрастает до 91%. Около 40% от количества всех убийств женщин совершает партнер. Как правило, женщины, совершившие убийство, на протяжении многих лет терпели угрозы, побои и унижения от своих партнеров. По данным ВОЗ, сексуализированному насилию в течение жизни подвергается каждая третья женщина в мире. О психологическом насилии сообщают 48.4% женщин и 48.8% мужчин. И 95% мужчин, которые применяют физическое насилие, также применяют и психологическое.

 

Миф: Если терпят и не уходят, значит им это нравится

Реальность: Чаще всего пострадавшие зависят от агрессоров: общие дети, общее имущество, материальная зависимость не дают им уйти. Иногда разорвать отношения без поддержки опасно — современный закон не дает эффективной защиты. Бывшие партнеры могут преследовать женщин, угрожать им, а страх перед расставанием или само расставание — одна из самых частых причин убийства женщин их партнерами. Нередко агрессоры угрожают отобрать детей. Психологическое состояние тоже влияет на решение — насилие циклично, а выхода из него пострадавшие не видят, поэтому они могут уходить несколько раз и снова возвращаться в отношения.

 

Миф: Агрессор навсегда останется агрессором, невозможно избавиться от этой модели поведения

Реальность: Избавиться от этой модели поведения возможно, если такое желание исходит от самого агрессора. Быть или не быть агрессором — это выбор. Попытки пострадавших перевоспитать своих обидчиков обычно не увенчиваются успехом. Однако существуют психологические программы, которые позволяют агрессорам поменять модель поведения.

Историческая справка государственного учреждения «Кобринский территориальный центр социального обслуживания населения»:

1. С 01.05.2000 г. – создан «Кобринский территориальный центр социального обслуживания семьи и детей».

Основание: решение Кобринского городского исполнительного комитета от 20.04.2000 г. № 258.

2. С 01.03.2001 г. - переименован в «Кобринский территориальный центр социального обслуживания населения».

Основание: распоряжение Кобринского городского исполнительного комитета от 27.02.2001 г. № 128.

3. С 01.03.2002 г. – переименован в «Кобринский территориальный центр социального обслуживания населения управления по труду и социальной защите Кобринского райисполкома».

Основание: решение Кобринского районного исполнительного комитета от 27.03.2002 г. № 76.

4. С 24.03.2004 г. – по настоящее время – в связи с реорганизацией управления по труду и социальной защите Кобринского райисполкома и выделении из него самостоятельного юридического лица создано государственное учреждение «Кобринский территориальный центр социального обслуживания населения».

Основание: решение Кобринского районного исполнительного комитета от 27.01.2004 г. № 74.

 

© Кобринский ТЦСОН, 2016—2100. All Rights Reserved.